Что такое лень, и как с ней бороться?

Тонкопеева Елена Григорьевна

педагог-психолог Кировского подразделения

«Дурное настроение сродни лени,

оно, собственно, одна из ее разновидностей.

От природы все мы с ленцой, однако же,

если у нас хватает силы встряхнуться, 

работа начинает спориться, и мы находим в ней истинное удовольствие»

(Иоганн Вольфганг Гёте)

На консультативном приёме мне часто приходится слышать жалобы обеспокоенных родителей на детскую лень и свою беспомощность в неравной борьбе: «Их двое: ребёнок и лень, они уже подружились. Что я могу сделать?» Это не столько вопрос, сколько крик отчаяния.

В группу дистанционной психологической поддержки для граждан пожилого возраста с просьбой помочь избавить от лени шестилетнюю внучку Дашу обратилась бабушка-опекун. Все лето они с мужем трудятся на даче. Даша в семье недавно, и уже есть проблемы.

Девочка совершенно не приучена к труду, большую часть времени предпочитает смотреть мультфильмы, лежа на диване, или дремать под деревом, поэтому дома её называют лежебокой. Даша ничего не умеет делать по хозяйству и учиться не собирается. Её даже сбор ягод не привлекает. Тихая, спокойная, медлительная, она смотрит со стороны, как работает в саду дедушка, а потом уходит на любимый диван. Как поступить бабушке в столь непростой ситуации? Так был поставлен вопрос перед группой.

Чтобы найти оптимальный ответ участникам группы предстояло обратиться к своему жизненному опыту: вспомнить, в каких случаях они позволяют себе лениться, от каких дел обычно отлынивают их внуки, и как удается замотивировать их на работу.

Первыми откликнулись «серебряные» волонтёры. Имея позитивный опыт воспитания детей, они легко делились своими предположениями о причинах детской лени и призывали опекунов рассуждать всем вместе.

Волонтёры обратили внимание на то, что детям никогда не лень заниматься теми делами, которые им изначально интересны, и взрослые могут это использовать. Во-первых, можно учить тому, к чему у ребёнка лежит душа, во-вторых сделать увлекательным процесс обучения тем умениям и навыкам, которые освоить необходимо. Для этого нужно быть наблюдательными и готовыми к диалогу. И ни в коем случае не упрекать ребёнка в том, что он ленив, не называть его бездельником или лежебокой.

Интересный факт, работая с подростками, я часто задаю вопрос: «Какие недостатки характера вам мешают?» В подавляющем большинстве они называют лень. На вопрос, почему они себя считают ленивыми, подростки отвечают, что им об этом постоянно говорят родители.

Особый интерес у меня вызывают случаи лени у дошкольников. Смею утверждать, что по своей природе дети не ленивы, а любознательны и активны. Трёхлетние малыши настаивают на том, чтобы им позволили сделать что-то самостоятельно. И часто родители по разным причинам отказывают. А родители старших дошкольников жалуются, что дети почему-то растут ленивыми. Может быть, за ленью прячутся какие-то другие качества или родители в чем-то ошибаются?

Как показывает практика, ленью часто считают отсутствие у ребёнка важных навыков. Дошкольник еще не умеет организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устаёт, разочаровывается и всё бросает... Со временем он всё с большей и большей неохотой берется за дела, в которых не смог преуспеть: зачем что-то делать, если всё равно не получится?

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Ребёнок-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, всё равно он будет работать в том темпе, который обусловлен его внутренним складом. Флегматик не виноват в том, что не может работать быстро, как его сверстники, у которых все в руках горит. И никогда не будет успевать за взрослыми.

Ленивыми иногда называют и холериков. Дети-холерики предпочитают активную деятельность, но им сложно выполнять монотонную работу, она воспринимается как скучная и неинтересная.

То, что родители называют ленью, часто результат их собственных ошибок. Трёхлетние малыши рвутся к самостоятельности, но родителям проще сделать самим, чем ждать, когда ребёнок научится заправлять постель, мыть посуду, резать хлеб и т.д. Ребёнок не может бесконечно проявлять инициативу. Получив несколько раз отказ, он уходит играть в детскую, то есть туда, куда его обычно отправляют взрослые.

Бывает, родители дают малышу попробовать что-то сделать, но относятся к его попыткам помочь по хозяйству несерьёзно, как к игре. Сначала с интересом наблюдают, как он пыхтит-старается, потом у них заканчивается терпение, они начинают «помогать» и доделывают всё сами. Так ребёнок на практике убеждается в том, что доводить начатое до конца совсем необязательно.

А надо бы немного подождать, а потом похвалить за результат. Тогда ребёнок с удовольствием будет выполнять домашнюю работу, причём с каждым разом повышать её качество.

Сезонные садово-огородные работы, по сути, являются школой практического опыта. Они позволяют ребёнку не только выработать полезные навыки, но и получить знания об окружающем мире. Работа в саду всегда творческая. И у ребёнка любого возраста есть шансы преуспеть, если взрослые заинтересованы в совместной деятельности.

С дошкольниками уход за растениями стоит превратить в игру. Поливая и пропалывая клумбу, взрослый может обращаться к ребёнку от имени цветов и благодарить за освобождение от сорняка и живительную влагу. Поливая огурцы и помидоры, обещать от их имени обильный урожай. Что-то лучше полить из шланга, что-то - из лейки. Комментируя свои действия, взрослый может создать оптимальные условия для расширения кругозора ребенка и появления интереса к отдельным видам дачных работ.

Если есть возможность, следует выделить ребёнку отдельную экспериментальную грядку или клумбу, чтобы он мог видеть результаты своего личного труда. Нагрузку надо давать соответственно возрасту и физическим возможностям ребёнка. И обязательно вместе не только работать, но и отдыхать. Если ребёнок любит полежать в тени под деревом, почему бы к нему не присоединиться и не почитать вместе книжку.

Причиной отказа от работы часто бывает усталость ребёнка или стремление освободить время для тех видов деятельности, которые ему интересны. Например, особый интерес может представлять общение с животными, значит, стоит вместе изучить их повадки и научить ребёнка за ними ухаживать.

Иногда ребёнок испытывает потребность в общении со старшими, но не умеет попросить об этом прямо. Тогда неосознанно он привлекает внимание самым простым и доступным способом. Отказ от работы по дому обеспечивает приток дополнительного внимания со стороны взрослых, следовательно, начинает формироваться привычка отлынивать от дел. Чтобы она не закрепилась, следует уделять ребёнку внимание не тогда, когда он отдыхает, а когда чем-то занят, и обязательно хвалить, подчёркивать значимость вклада в общее дело.

Бесполезно и даже вредно упрекать ребёнка в том, что он чего-то не сделал. Лучшее, что могут сделать взрослые - установить отношения сотрудничества, вовлечь в совместную деятельность и найти способ увлечь тем, что изначально казалось непривлекательным. Только совместными усилиями можно побороть то, что мы называем ленью.