Диалог на дистанции: практика групповой дистанционной поддержки граждан пожилого возраста

Тонкопеева Елена Григорьевна

педагог-психолог Кировского подразделения

 

«Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство

 на земле — и одно из самых эффективных»

(Дейл Карнеги)

 

В условиях самоизоляции, обусловленной угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 многие граждане пожилого возраста, в том числе бабушки-опекуны, ощутили эмоциональный дискомфорт и потребность в психологической поддержке. Чтобы компенсировать дефицит живого общения и внести разнообразие в свою жизнь, многие из них активизировали контакты по телефону и в социальных сетях.  Это позволило поднять настроение, но не решить актуальные психологические проблемы: чувство одиночества, ощущение невостребованности, повышенная тревожность в ситуации неопределенности не позволяли им спокойно жить и выполнять свои домашние обязанности или обязанности по воспитанию внуков.

Для оказания помощи в решении психологических проблем гражданам пожилого возраста в апреле 2020г. нами была открыта группа дистанционной психологической поддержки. В качестве площадки для проведения групповых занятий была выбрана социальная сеть «Одноклассники», которая пользуется популярностью у представителей старшего поколения.

Участниками группы стали три категории получателей услуг:

- граждане пожилого возраста, состоящие на сопровождении в отделении социальной реабилитации;

- бабушки-опекуны, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- «серебряные» волонтеры отряда «Дар», сотрудничающие со специалистами Кировского подразделения Комплексного центра социального обслуживания населения.

Нами была поставлена цель –оказание психологической поддержки гражданам пожилого возраста в решении актуальных психологических проблем и помощь «серебряным» волонтерам в самореализации.

Для достижения цели нами были решены следующие задачи:

- получатели услуг замотивированы на дистанционную групповую работу;

- введены правила группового общения, позволяющие участникам обсуждать свои актуальные психологические проблемы в группе, оставаясь при этом анонимными;

- «серебряные» волонтеры включены в групповое общение как равноправные участники дискуссий и как супервизоры.

Основной формой работы сталиеженедельныетематические дискуссии, основанные на реальных жизненных ситуациях получателей услуг. Каждая тема раскрывалась посредством двух статей, подготовленных ведущим: стартовой, то есть побуждающей дискутировать и итоговой.

В стартовой статье давалось описание проблемной ситуации. Участникам группы предлагалось включиться в обсуждение и помочь заявителю проблемы найти оптимальное решение. Свои мнения и аргументы они отражали в комментариях к статье в течение четырех дней, по истечении которых подводились итоги дискуссии.

Итоговая статья представляла собой обобщение позиций участников, раскрывала причины трудностей заявителя проблемы и возможные пути выхода из проблемной ситуации. Итоговую статью участники дополняли и комментировали в течение трех дней.

Согласно правилам группы, каждый участник мог предложить тему дискуссии, предоставив для группового анализа свою ситуацию, которая субъективно воспринималась как проблемная. Поскольку его анонимность сохранялась, он имел возможность присоединиться к обсуждению стартовой статьи как третье лицо: спорить с оппонентами и предлагать свои варианты решения проблемы, которые, в свою очередь, могли критиковать другие участники группы.

Первой темой группы дистанционной психологической поддержки стала тема «Защита от мошенников». Она нашла эмоциональный отклик у получателей услуг, поскольку мошенники постоянно совершенствуют свои схемы и вплетают в них граждан пожилого возраста. Тема позволила участникам группы не только поделиться своим опытом противостояния мошенникам, но и опробовать дистанционную форму групповой работы.

Как приказала практика, участвовать в дискуссии онлайн оказалось проще, чем офлайн. Находясь по другую сторону экрана, граждане пожилого возраста ощущали себя более защищенными, и поэтому были более открытыми. Результатами дискуссии стали рекомендации ведущего в итоговой статье «Техника безопасности» и запросы участников на новые темы.

В дальнейшем все темы выстраивались в соответствие с актуальными запросами получателей услуг, причем каждая дискуссия создавала условия для актуализации новых проблем и формирования новых запросов.

По направленности обсуждаемых вопросов темы можно условно разделить на следующие категории:

- отношение к себе (особенно актуально в период самоизоляции для одиноко проживающих граждан пожилого возраста);

- отношения с внуками (всегда актуально для бабушек-опекунов);

- отношения с эмоционально значимыми людьми, т.е. с совершеннолетними детьми, престарелыми родителями, другими родственниками или знакомыми.

Через три месяца групповой работы мы решили оценить эффективность проведенных дискуссий посредством фокус-группы онлайн, обратившись к самым активным участникам в личном чате.

В фокус-группу вошли десять человек, в том числе три «серебряных» волонтера и семь опекунов [5].

«Серебряные» волонтеры, будучи супервизорами, дали возможность ведущему увидеть дискуссии глазами сторонних наблюдателей. Каждый из супервизоров выбирал тему, которая была для него субъективно наиболее значимой, поскольку затрагивала его личные интересы.

Одной из таких тем стала тема: «Дети-герои Великой Отечественной войны», приуроченная к 75-летию Великой Победы. Она оказалась востребованной и важной в первую очередь для бабушек-опекунов, поскольку позволила им пройти урок мужества вместе со своими внуками: вспомнить подвиги детей на фронте и в тылу врага, поделиться ими в комментариях, ощутить присутствие других бабушек и внуков, объединенных общей целью – понять, как любовь  к Родине помогла маленьким героям противостоять фашистским захватчикам [1].

Эмоционально значимой темой для одиноко проживающих граждан пожилого возраста оказалась тема одиночества, которая поднималась дважды в разных контекстах. Интересно, что для некоторых бабушек-опекунов тема оказалась болезненной. Внуки еще в подростковом возрасте, а у бабушек уже появилось ощущение, что они им больше не нужны. Опекунам трудно принять факт, что детей скоро придется отпустить в самостоятельную жизнь и остаться наедине с собой [4].

Как выяснилось, не менее значимой проблемой для представителей старшего поколения является одиночество их взрослых детей. Отсутствие семьи у давно взрослого ребенка вызывает тревогу у престарелых родителей и осложняет отношения с ближайшим окружением. Позволить ребенку осознанно выбрать одиночество трудно, но необходимо, ведь каждый человек имеет право быть автором своей жизни.  К такому выводу пришли участники группы в ходе групповой дискуссии [3].

По результатам фокус-группы, групповые дискуссии онлайн по сравнению с занятиями офлайн имеют преимущества. Во-первых, в группу можно зайти в любое удобное время суток. Во-вторых, на обдумывание своей позиции можно потратить от нескольких минут до четырех дней. В-третьих, к любым материалам можно возвращаться неоднократно. В-четвертых, численный состав участников неограничен, и в группу можно привлекать новых людей, заинтересованных в поддержке и саморазвитии.

Как показала практика, некоторые бабушки-опекуны используют темы групповых занятий в воспитательных целях: обсуждают с внуками-подростками варианты выхода из проблемных ситуаций, спорят и учатся вместе с ними на чужих ошибках, чтобы не допускать свои. [6]

Другие анализируют проблемные ситуации со своими родственниками, причем не пересказывая прочитанное, а предоставляя возможность получить информацию из первоисточника, и чувствуют себя волонтерами, просвещающими ближних [2].

Сегодня «серебряные» волонтеры и опекуны охотно делятся своим опытом участия в группе дистанционной психологической поддержки не только в процессе общения со значимыми для них людьми, но и публикуя статьи на сайте Учреждения.

Группа дистанционной психологической поддержки существует менее полугода. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что групповое общение в социальной сети «Одноклассники» позволило представителям старшего поколения получить эмоционально и информационно насыщенный опыт сотрудничества с теми, кто им близок не только по возрасту, но и по духу, в ком они сумели найти единомышленников и с кем вряд ли смогли бы встретиться на занятиях в режиме офлайн. Новые знакомства и новые знания стали их надежными обретениями. Теперь граждане пожилого возраста воспринимают группу как свой внешний ресурс, позволяющий им чувствовать себя более уверенно и психологически комфортно, вести активный образ жизни, помогая себе и своим близким.  

 

Литература:

1.     Вертянкина О.В.«Урок мужества: опыт дистанционной работы с опекунами и опекаемыми»  http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/78

2.     Каляпух Н.Д. «Добрые уроки на дистанции»http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/89

3.     Смолькова Л.П. «Белые вороны»: кто они?  http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/92

4.     Смолькова Л.П. «Что такое одиночество?»http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/79

5.     Тонкопеева Е.Г. «Первые шаги и первые успехи групповой дистанционной работы: результаты фокус группы»http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/87

6.     Щетинина Е.В. «Наши проблемы и наши возможности» http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/90