Домашнее задание для взрослых

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна

 

«В школе нельзя всему научиться

нужно научиться учиться»

(Всеволод Мейерхольд)

 

Самое главное, чему мы учим подрастающее поколение, – использовать наш опыт. Мы давно убедились, что знания необходимы и не устаем повторять детям и внукам: «Учись, учись, учись!» Но чему можно научить ребенка, который не хочет делать уроки?

В группу дистанционной психологической поддержки обратилась бабушка восьмилетнего мальчика. Его трудно заставить выполнять домашние задания: тянет время и постоянно отвлекается. Из-за этого приходится вместе с ним засиживаться допоздна, держать все под своим чутким контролем. И уже не совсем понятно, чье это задание – бабушки или внука.

Участвуя в семинарах-практикумах для опекунов, я слышала, что многие бабушки-опекуны помогают внукам делать уроки. В некоторых случаях они выполняют задание за детей – лишь бы успеваемость не пострадала. Их самый распространенный вопрос:«Как заставить ребенка делать уроки?» Бабушки недоумевают, почему внуки, которые еще вчера хотели идти в школу, сегодня отказываются учиться, вот и просят психолога подсказать, как можно заставить делать то, что необходимо.

Часто взрослые предпочитают заставлять детей учиться вместо того, чтобы организовать им процесс выполнения домашней работы. А ведь грамотная организация труда – первый шаг к успеху.

Сначала необходимо создать ребенку условия для домашних занятий: привычное рабочее место и привычные места для школьных принадлежностей, со стола убрать все лишнее, то есть то, что может отвлечь.

Затем надо вместе с ребенком уточнить, в чем состоит домашнее задание, есть ли на письменном столе все необходимое для его выполнения и определиться с каких заданий начинать – с легких или трудных?

Психологи рекомендуют понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу, но подъем быстро сменяется спадом, лучше начинать с трудных заданий. Если включается в работу постепенно, а его работоспособность нарастает медленно, целесообразно начать с легких.

Бывает, ребенок постоянно находит что-то «срочное», откладывая уроки на «потом». В таком случае нужно создать позитивный настрой: объяснить, что домашняя работа не менее важна, чем классная, но ее можно сделать не только полезной, но и интересной. Если он быстро справится с заданием, веселая переменка будет не через 40 минут, а гораздо раньше. А если быстро выучит все, что задано, то сэкономит время на увлекательную игру, смешные мультфильмы, занимательное путешествие в парк или другое полюбившееся занятие.

Домашняя работа кажется ребенку слишком скучной? Не беда. Надо привнести в нее элементы игры. Например, можно написать черновик домашнего задания с ошибками, попросить ребенка проверить работу и поставить оценку. Войдя в роль учителя, он закрепит знания и сохранит интерес к умственной деятельности. Не хочет читать – не проблема. Бабушка может почитать вслух сама, а ребенок пусть проверяет.  Для этого ему нужно следить по тексту. Получается, что свою работу он все равно выполнит, только в другой форме.

Если ребенок в процессе выполнения задания сделал ошибку, и бабушка, находясь рядом, увидела, ей не стоит спешить что-либо исправлять. Лучше предложить внуку найти ошибку самостоятельно, а потом похвалить за то, что он ее нашел.

В любой работе, даже самой неаккуратной, обязательно нужно находить то, за что можно похвалить. Хотя бы за то, что ребенок попытался сегодня сделать лучше, чем вчера. Заботливая бабушка всегда найдет теплые слова, которые вдохновят внука исправить ошибки и с новыми силами приступить к следующему заданию.

Но, как правило, бабушки-опекуны торопятся не поддержать детей, а решить за них все проблемы. Главной проблемой они считают успеваемость, ведь именно она явлется показателем компетентности опекуна. Помогая внукам подтянуть успеваемость, бабушки не замечают, как вырабатывают у них привычку делать уроки всегда вместе, а потом удивляются, почему внуки не хотят работать самостоятельно. Ответ лежит на поверхности: одни сомневаются в своих способностях, а другие убедились в том, что ответственность за домашнюю работу несут взрослые.

Самостоятельность формировать необходимо, но делать это нужно постепенно. Если на первых порах большинство заданий ребенок выполняет с помощью взрослых, значит, со временем ему надо все больше и больше доверять того, что он может сделать сам. Доверять и проверять. А главное, чаще хвалить за старания, чтобы ребенок знал, что он может доверить взрослым абсолютно все, а доверившись, получить поддержку.

Многие бабушки не умеют оказывать поддержку. Этому им предстоит научиться. Впереди еще много занятий. И у наших опекунов все получится, если они отнесутся к рекомендациям психолога как к своему домашнему заданию.