Чему мы учим наших внуков?

Верхотурова Наталья Васильевна

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

«Нельзя научить любить то,

чего сам не любишь

 или не умеешь любить»

(Александр Твардовский)
 

Вот и начался новый учебный год для детей и для нас – родителей, бабушек и дедушек. Провожая в школу внуков, мы неустанно повторяем: «Учись, учись, учись», в надежде пробудить любовь к знаниям, но далеко не всегда получаем ожидаемый результат.

Даже очень способные дети, которые подавали надежды в младших классах школы, могут внезапно потерять интерес к учебе. Об этом нам рассказала одна из участниц группы дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста. Ее старшая внучка до четвертого класса училась на «пятерки», одиннадцатый класс окончила на «тройки» и не захотела получать образование. Младшая, первоклашка, – любознательная и сообразительная имеет все шансы стать отличницей. Но бабушка переживает, что она повторит судьбу своей старшей сестры.

Любую проблему лучше предупредить, поэтому перед участниками группы был поставлен вопрос: что мешает детям учиться? Современные бабушки считают главной проблемой школьников гаджеты. По их мнению, именно они отвлекают детей от занятий. Но, с точки зрения педагогов, проблема в другом: дети не любят учиться, у них редко появляется искренний интерес к знаниям. В подавляющем большинстве наши внуки ходят в школу исключительно за оценками. Почему? Потому что часто мы, взрослые, говорим одно, а делаем другое.

Когда младший школьник приходит домой, мы торопимся выяснить, что он получил, а не что нового и интересного узнал на уроках. Расспрашивая его о том, какую оценку поставила учительница, мы даем понять, что ждем «пятерок» и «четверок». А потом удивляемся, почему ребенка не интересует содержание учебных предметов, и обвиняем учителя в том, что не сумел заинтересовать.

Психологи считают, что родители могут как способствовать появлению учебного мотива у младших школьников, так и препятствовать его формированию. Для того чтобы у ребенка появился искренний интерес к знаниям, родителям надо самим интересоваться тем, что происходит на уроках, побуждать его делиться впечатлениями, полученными за день, пересказывать то, что больше всего запомнилось. Об оценках нужно спрашивать в самую последнюю очередь.

А что мы наблюдаем на практике? Просматривая тетрадки первоклашек, которым пока еще не ставят оценок, родители часто не понимают замечаний учителя и обращаются к нему с вопросами: «Что означает «молодец»? Это «пятерка» или «четверка»? Как понимать «старайся лучше»? Это «четверка» или «тройка»? И что нам теперь делать: хвалить или ругать?».

Заботливые бабушки поступают проще – внушают внукам, что есть хорошие оценки и плохие, что надо учиться на «четыре» и «пять», чтобы не огорчать своих родителей. В результате, если ребенок не сумел получить хорошую оценку, он себя чувствует плохим, желание ходить в школу пропадает, об учебной мотивации не может быть и речи.

Бабушки-опекуны часто рассказывают, что их внуки в первом и втором классах чувствуют себя неуверенно, ведь им только предстоит научиться учиться. Как их можно поддержать?

Во-первых, необходимообъяснить, что оценка – это инструмент для измерения уровня знаний по отдельным темам школьных предметов, а не ценности личности ученика для родителей и педагогов.  Оценка нужна, чтобы на ошибках учиться.

Во-вторых, нужно не на словах, а на деле показать ребенку, что дома его любят независимо от оценок. Взрослых низкая успеваемость расстраивает, но только потому, что они понимают: их ребенок способный. 

В-третьих, надо помочь ребенку провести работу над ошибками, чтобы он их не повторял и смог убедиться, что может справиться с любыми трудностями.

Часто родителей, особенно бабушек, пугает снижение успеваемости в подростковом возрасте. Стараясь не выпустить ситуацию из-под контроля, они накладывают запрет на хобби. Выигрывая время для приготовления домашних заданий, проигрывают в отношениях. Стараясь вернуть утраченную свободу, подростки протестуют, иногда ведут себя агрессивно и провоцируют взрослых на более жесткие меры. Возникает порочный круг: чем больше родители пытаются заставить детей «взяться за ум», тем быстрее дети «отбиваются от рук». И вскоре заявляют: «Если вам нужны хорошие оценки, ходите в школу сами. А мне и «тройка» сойдет». Так вместо того, чтобы учить детей учиться, любящие взрослые учат их сопротивляться.

Я убеждена, что любые проблемы, возникающие в учебе, можно решить сообща. Для этого надо ни много - ни мало: подарить ребенку свое внимание, тепло и участие, отнестись к нему как к равному по статусу, помочь понять, что не получается и почему, а затем предложить свою помощь. На протяжении всего школьного обучения детей надо учить быть внимательными к своим и чужим трудностям, искать возможности их преодоления, вступать в отношения сотрудничества с теми, кто может помочь, и помогать своим сверстникам.