Нежный возраст - хрупкие чувства

 

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна

«Алинка, Алинка
Из первого «А»!
Как будто с картинки
К нам в школу пришла.

В глазах две хитринки
В волне голубой.
Алинка, Алинка,
Верни мой покой»

(А. Мецгер)

 

В группе психологической поддержки для граждан пожилого возраста всегда интересные и животрепещущие темы, потому что они касаются трудностей, возникающих в воспитании внуков.

В начале учебного года родители обычно задают вопросы, касающиеся адаптации школьников к учебному процессу после летних каникул: нет желания рано вставать и выполнять домашние задания, появились «двойки» и замечания педагогов. Заявления «не хочу учиться» от детей и подростков всегда ожидаемы.

Полной неожиданностью для нас стала история бабушки первоклассника. Внук Максим, отправляясь первый раз в первый класс, чувствовал себя взрослым. Вся семья приветствовала его желание поскорее повзрослеть. Но позитивное стремление ребенка обернулось для родителей большой проблемой. Мальчик влюбился в одноклассницу Арину, стал отвлекать ее от учебы, на переменах взял за правило затевать шумные игры, которые нравились не только Арине, но и другим детям, а потом на уроке никто из них не мог сосредоточиться. Мама Арины попросила бабушку уговорить Максима оставить ее дочь в покое. Как поступить, чтобы не травмировать искреннего в проявлении своих чувств ребенка? Так был поставлен вопрос перед группой.

Пытаясь найти ответ, бабушки-опекуны говорили о том, что нарушать дисциплину в школе нельзя, именно об этом нужно вести беседу с внуком. Однако, если разобраться, шумные игры Максим инициирует на переменах, следовательно, ничего не нарушает. Некоторые опекуны рассказывали, что их внуки дергают за косички понравившихся девочек или прячут их личные вещи, чтобы потом вместе искать. Девочки обижаются, но никто не делает из этого проблему: ни родители, ни учителя. Вопрос, о чем говорить с Максимом, оставался открытым. Получается, что сложнее помочь ребенку, который свободно выражает свои чувства и ведет себя вполне естественно.

Мы и не догадались передоложить бабушкам, чьи внуки обижают девочек, рассказать мальчикам, как в обществе принято выражать интерес и симпатию. Можно проиграть ситуацию дома. Например: предложить ребенку построить диалог, в котором бабушка играет роль ребенка, а он – роль своей одноклассницы. Бабушка от лица внука рассказывает о том, как проводит свободное время, чем увлекается, честно говорит о том, что хочет дружить. А внук, согласно условиям игры, должен поддерживать разговор на заданную тему.

Все участники группы эмоционально включились в ситуацию Максима, и сами того не понимая, прошли своеобразный тест на уважение к личности ребенка, который хочет быть рядом с симпатичной для него девочкой. Для вчерашнего дошкольника самый простой способ стать героем в ее глазах –предложить интересную игру, что он и делает на переменах. Максим предпочитает подвижные игры, от которых много шума, они мешают взрослым. Следовательно, взрослые могут предложить что-то другое – общее дело, которое дети могли бы делать вместе. Какие есть варианты?

Во-первых, можно попросить классного руководителя дать Максиму и Арине одно поручение на двоих, а потом помочь распределить обязанности так, чтобы они легко справились. Надо научить детей сотрудничать, поддерживать друг друга и выручать в трудных ситуациях.

Во-вторых, наверняка в школе и центре детского творчества есть какие-то кружки для первоклассников: общее увлечение поможет сплотиться и развить навыки полезные для общения.

В-третьих, в разговоре с мамой Арины следует подчеркнуть, что у детей, которые сейчас находятся в нежном возрасте возникла взаимная симпатия – хрупкое чувство, которое легко растоптать, наложив запрет на общение. Но тогда и у Максима, и у Арины сложится впечатление, что они испытывают друг к другу «плохие» чувства. Взрослея, дети будут свои чувства скрывать от самых близких и дорогих людей. Вряд ли мама Арины захочет, чтобы ее дочь росла скрытной.

Родители часто относятся несерьезно к тем чувствам, которые испытывают друг другу их дети. Да, это незрелые, хрупкие чувства, но именно они дают дополнительный заряд энергии для личностного развития. Дети этого еще не понимают. Важно, чтобы понимали мы, мамы и бабушки, и помогали нашим мальчикам и девочкам, не просто становиться старше, а взрослеть.