Любить ребенка – это просто

 

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

Вертянкина Ольга Викторовна

 

«Мы осыпаем детей подарками,

но самый ценный для них подарок

– радость общения…» (Марк Твен)

 

Многие родители считают, что любить ребенка – это просто. Бабушки утверждают, что для них любить внуков также естественно, как дышать. Но всегда ли дети чувствуют себя любимыми?

В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун. Ее десятилетняя внучка общительная и ласковая, хорошо учится, помогает по дому. Проблем в отношениях нет. Единственное, что волнует, она часто спрашивает, любит ли ее бабушка. Неужели ребенок может сомневаться в любви самого близкого человека?

Пытаясь ответить на этот вопрос, опекуны рассказывали о том, как они общаются с детьми, советовали бабушке проводить вместе с внучкой больше времени и не забывать ее хвалить. А я вспоминала свое дошкольное детство и первые годы обучения в школе. Что было важным для меня в отношениях с родителями? В какие моменты своей жизни я чувствовала себя любимой?

Мама всегда мной гордилась и вселяла в меня уверенность, если я в себе сомневалась. «Ты сможешь», «ты справишься», «у тебя все получится» – эти слова я слышала каждый раз, когда сталкивалась с маленькими трудностями, которые тогда казались мне большими проблемами. Ощущая поддержку мамы, я могла спокойно двигаться вперед. В подростковом возрасте я как заклинание повторяла мамины «волшебные» слова: «я смогу», «я справлюсь», «у меня все получится». И мне сопутствовал успех.

Папа был мастер делать необычные подарки. Однажды папа договорился со знакомым летчиком, чтобы он прокатил меня на «кукурузнике». Впечатления от этого полета остались в моей памяти на всю жизнь как символ отцовской любви.

Вспоминая свое детство, я подумала, что взрослым не мешало бы почаще смотреть на многие проблемные ситуации глазами детей. Только так можно понять, что на самом деле беспокоит ребенка.

Не секрет, что родители и дети иногда разговаривают на разных языках. И в эмоциональных отношениях языки тоже могут быть разными. Обратившись к книге Гэри Чепмена «Пять языков любви», я нашла интересную информацию о том, как можно выразить любовь, и мне захотелось поделиться ею с участниками нашей дистанционной группы.

Первый язык любви – прикосновения. Этот язык любви хорошо чувствуют младенцы, которых взрослые купают, пеленают, целуют, носят на руках. Когда дети подрастают, родители перестают их брать на руки, все реже и реже обнимают и целуют, считая, что взрослеющим детям это уже не так нужно, как малышам. Но ребенок хочет ощущать тепло тех, кто ему близок и дорог. Если ему не хватает эмоционального тепла, он может почувствовать себя нелюбимым. На вопрос: «Ты меня любишь?» родители ответят убедительно, но вряд ли догадаются прижать к себе подростка.

Второй язык любви – слова поддержки и поощрения, ласковые слова, приятные эпитеты, которые так и срываются с языка при виде милого малыша. Дошколенка часто называют: «лапочка», «солнышко», «радость». В младшем школьном возрасте ситуация может измениться. Когда незадачливый ученик разочаровывает своих близких, он слышит в свой адрес совсем другие слова: «лентяй», «тупица», «позорище». Родители не довольны оценками, а ребенку кажется, что они перестали его любить. Если ребенок хорошо учится, родители редко говорят слова поддержки, считая, что отличники и хорошисты в поддержке не нуждаются. А ребенок чувствует себя нелюбимым.

Третий язык любви – помощь. В любом деле, которое дается с трудом, взрослые находят помощников. Дети тоже нуждаются в помощи, но не всегда умеют о ней попросить. Заботливый родитель видит, когда и в чем нуждается ребенок. Но не всегда понимает, в каких случаях помогает, а в каких оказывает медвежью услугу. Излишне заботливый родитель, делая за ребенка то, что ребенок мог бы сделать сам, мешает ему развиваться. Иногда взрослым проще что-то сделать самим, потому что они торопятся. И тогда дети просят помощи не потому, что не справляются самостоятельно, а потому, чувствуют себя беспомощными. Задача родителей создавать ребенку условия, при которых он научится делать то, чего не умел раньше. Только так ребенок получит новые навыки и убедится в родительской любви.

Четвертый язык любви – время, которое родитель уделяет ребенку. Современные родители часто заняты на нескольких работах, поэтому утверждают, что свободного времени у них нет. Но проблема не в количестве времени, а в его качестве. Родителям нужно несколько минут, чтобы узнать, как прошел день ребенка, что его радовало, что огорчало. А в выходной они могут провести несколько часов вместе, занимаясь тем, что ребенку интересно. Это и есть то самое внимание, в котором нуждаются дети.

Пятый язык любви – подарки. С помощью подарков тоже можно выразить любовь. Подарок нужен, чтобы поднять ребенку настроение и порадоваться с ним вместе. Лучше, если это неожиданный подарок, то есть сюрприз.

Чтобы ребенок чувствовал себя любимым, надо выражать ему любовь на всех пяти языках. Надо дарить ему не только подарки, но и свою ласку, обязательно вникать в его проблемы и находить возможности для их совместного решения, всегда говорить слова поддержки, даже тогда, когда он успешен. Ведь даже очень успешный ребенок продолжает оставаться ребенком. Ему важно не только знать, но и чувствовать, что для своих родителей он самый лучший, и они в него верят.

Родители, умеющие выражать свою любовь ребенку на разных языках, создают условия, необходимые для его гармоничного развития. Таким родителям любить ребенка – просто. А ребенку с ними всегда эмоционально тепло и комфортно.