Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. Как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Разные причины внешне проявляются одинаково. Для того, чтобы выявить истинную причину непослушания и плохого поведения, родителю нужно обратить внимание на собственные чувства. При разных причинах эта родительская реакция разная. Переживания родителей – своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
№ |
Причина и смысл «трудного» поведения ребенка |
Чувство родителя при повторном непослушании и неподчинении ребенка |
Методы «помощи» ребенку |
1 |
Борьба за внимание (лучше внимание в виде замечаний и наказаний, чем никакого)
|
Раздражение |
Необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. |
2 |
Борьба за самоутверждение, противостояние против чрезмерной родительской власти и опеки (лучше сделать неправильно, но самому) |
Гнев |
Следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. В переходный период воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. |
3 |
Желание отомстить. (Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..)
|
Обида |
Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. |
4 |
Потеря веры в собственный успех. (нечего стараться, все равно ничего не получится) |
Безнадежность, отчаяние |
Перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Найдите доступный для него уровень задач. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. |
Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.
Первопричины плохого поведения
Причины негативного поведения - это разрушительные эмоции: гнев, злоба, агрессия. Разрушительные эмоции – чувство вторичное, и происходит оно от переживаний совсем другого рода, таких как страдательные чувства: боль, страх, обида.
Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений того, что он – хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами - это базисные стремления ребенка и вообще всякого человека.
Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост. В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких.
Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.
Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.
Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок – «Ты не можешь!», игнорирование – «Мне до тебя нет дела», и даже – «Ты нелюбим».
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется самостоятельно.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.