У подростков в 12—15 лет есть огромная потребность в социализации: они жаждут познать мир и самих себя, причем самостоятельно — без помощи родителей. Интернет дает им такую возможность. Он словно специально создан для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста изначально присущи стремление к некоторому уходу от реальности, склонность выдавать желаемое за действительное и т.д. Переписываясь на форумах, общаясь в чатах, подростки свободно говорят о своих чувствах, делятся идеями и фантазиями. Экран упрощает им контакт, помогая застенчивым стать раскрепощеннее и искреннее.
Пик интереса к веб-общению обычно приходится на 15 лет, а потом сходит на нет — чтобы оставить место и время для настоящих отношений.
Проблемы возникают в том случае, если ребенок сидит за компьютером часами и отвлечь его невозможно, если увлеченный виртуальным диалогом или игрой,он перестает замечать тех, кто живет рядом.
Многие родители, услышав о том, что их ребенок всерьез увлекся компьютером, зачастую не осознают серьезность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности.Вместе с тем, результаты выборочного тестирования школьников 5-11 классов и их родителей отечественными психологами показали, что 10% детей имеют зависимость от компьютера,которая характеризуется навязчивым стремлением подростка уйти от повседневных забот и проблем в виртуальный мир, чтобы улучшить тем самым свое эмоциональное самочувствие.
Формирование и развитие компьютерной зависимости обусловлено исключительно психологическим состоянием человека.
Как правило, киберзависимыми становятся подростки, имеющие конфликтные отношения в семье или школе. Эти дети не имеют никаких серьезных увлечений, отличаются инфантильностью. Они пытаются найти себя в виртуальном мире, самоутвердиться в киберпространстве, таким образом решив свои личностные проблемы.
Вредные аспекты компьютерной зависимости – это не только ухудшение физического здоровья(нарушение зрения и осанки, работы внутренних органов, например, шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения давления), но и социальная изоляция, а в крайних случаях – серьезные психические нарушения.Кроме этого, на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.
Компьютерная зависимость у подростков – грозно зазвучало это словосочетание после ряда трагических случаев. Многих шокировала смерть школьника в Екатеринбурге. Он 12 часов просидел в компьютерном клубе, после чего у него случился инсульт. Еще одна трагедия, спровоцированная компьютерной зависимостью,случилась на Дальнем Востоке — 16-летний подросток убил мать за то, что она не давала ему денег на «стрелялки».
Признаки компьютерной зависимости ребенка:
· Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается ребенком агрессивно, он не откликается ни на какие просьбы.
· Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно. Проявляет нетерпение своего возвращения к компьютеру.
· У ребенка начались проблемы с учёбой.
· Появились проблемы в общении, частые конфликты.
· Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
· Занимаясь другими делами, все время думает и говорит о компьютерах, играх, интернете.
· У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
Школьные психологи так определяютпричины возникновения компьютерной зависимости:
· Дефицит общения в семье, частые ссоры. Нередко дети с головой уходят в интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания,стремясь заменить компьютером общение с близкими людьми.
· Ребенку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя безопасно. Родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним.
· Невозможность самовыражения, как правило, связанная с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
· Неудачи в сфере общения со сверстниками.Замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками.
· Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах. Наличие видимого физического недостатка. Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
· Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
· Отсутствие навыков самоконтроля и контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
· Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
В настоящее время активно обсуждается не только компьютерная зависимость, но и интернет-зависимость– навязчивое желание зайти в интернет, если человек не в сети (off-line) и неспособность выйти, если человек в сети (on-line).
Китайские медики уже признали ее клиническим заболеванием, но в официальный перечень заболеваний она пока не включена.
· Прежде всего, необходимо выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир, и помочь ему улучшить навыки общения в жизни, чтобы он почувствовал вкус реальных, а не интерактивных взаимоотношений.
· Помогите подростку обрести уверенность в себе.
· Если компьютерная зависимость подростка затянулась или приобрела слишком серьезный оборот,обратитесь за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру.
По мнению психологов, врачей психиатров, психотерапевтов, не стоит бояться того, что интенсивная сетевая жизнь ограничит социальные возможности подростка. Компьютер в 21 веке нужен, это интересно, любопытно и даже полезно. Просто во всем нужна мера, гармония.
Не запрещайте подростку выходить в интернет — этим вы только отдалите его от себя. Но обязательно установите временные рамки, и чем быстрее вы это сделаете, тем лучше— гораздо легче примириться с новыми границами в 12 лет, чем в 15. Главное, чтобыотношения родителей с подростком носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер.
Не забывайте, что у интернета есть еще и другие «подводные камни» – например, интернет - знакомства.
Ни для кого уже не секрет, что интернет-знакомства бывают опасными. В чате под маской доброжелательного человека всегда может скрываться злоумышленник, педофил.
Предупредите сына или дочь, чтобы они ни при каких условиях не сообщали никому своего полного имени и адреса и не встречались с незнакомыми людьми. Старайтесь обсуждать с детьми круг их виртуального общения.