Государственное Казенное Учреждение Самарской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»


Испытание для бабушек

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Смолькова Любовь Павловна

«Бороться и страдать перед экзаменом

– это в традициях нашего мира»

(Ватари Ватару)

Выпускные экзамены – первое серьезное испытание не только в жизни школьников, но и родителей. Ведь от их результатов во многом зависят дальнейшие личностные и профессиональные перспективы выпускников.  Готовиться к экзаменам необходимо тщательно, но, как показывает практика, дети склонны отлынивать от учебы. Как быть взрослым? С эти вопросом в группу дистанционной психологической поддержки обратилась бабушка девятиклассницы.  

Бабушка-попечитель создала подопечной внучке идеальные условия для подготовки к экзаменам: отдельная комната, абсолютная тишина, никаких нагрузок по хозяйству. А внучка за письменный стол вообще не садится: то на диване лежит, то на ковре сидит, то по комнате туда-сюда ходит, то с одноклассницей по телефону разговаривает. Учебники валяются где попало, порядок наводить не хочет.   Девочка успевает на «4» и «5», но для бабушки хорошая успеваемость – слабое утешение.

Чем могут помочь детям взрослые в период интенсивной подготовки к заменам? На этот вопрос отвечали самые опытные участники группы.          Прежде чем давать рекомендации, я вспомнила себя в 16 лет. Уже тогда я точно знала: чтобы усвоить учебный материал, мне необходимо самостоятельно прочитать текст, сделать какие-то пометки или зарисовки, сохранить в памяти картинку, и в нужный момент она появится перед глазами. 

Когда готовился к экзаменам внук, я не настаивала на том, чтобы он делал, как я. Внук просил меня читать ему текст из учебника, а сам слушал, вникал, запоминал.  И никаких проблем у нас с ним не было. Почему же некоторые бабушки не пытаются понять своих внуков и начинают раньше времени волноваться? Чего им не хватает: доверия в отношениях или знаний?

Психологи считают, что 50% успеха определяются организацией труда. Следовательно, взрослым, которые хотят помочь своим детям, надо учитывать их индивидуальные особенности. По способу восприятия и переработки информации, люди условно делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Визуалы воспринимают большую часть информации через зрение. Аудиалы – через слуховой канал. Кинестетики – через ощущения и с помощью движений.

Визуалы могут часами сидеть за письменным столом, что-то выписывать, подчеркивать, создавать схемы. Им важно нарисовать в воображении яркую, запоминающуюся картинку. Аудиалам нужно слушать объяснение, читать вслух и обсуждать. Только так они могут разложить все по полочкам. Кинестетики лучше усваивают информацию, находясь в движении. В идеале рекомендуется использовать все способы работы с информацией. Но у подростков, как правило, есть один-два излюбленных, на которые они опираются.

Для нашей героини было важно уяснить, что внучка интуитивно нашла оптимальный способ переработки информации. Она усваивает материал, если постоянно меняет положение тела, перемещается по комнате. Занимаясь в разных местах (то на диване, то на ковре), оставляет учебные принадлежности «где попало». Порядок, в привычном понимании, ей не нужен. Девочка часто общается с одноклассницей по телефону, потому что чувствует потребность в проговаривании нового материала.

На что же следует обратить внимание бабушке? На типичные ошибки, которые допускают современные дети при подготовке к экзаменам. Многие во время перерыва играют в компьютерные игры или смотрят видео. Когда приходится осваивать большой объем информации, этого делать нельзя. Получая положительные эмоции, дети создают себе иллюзию отдыха. На самом деле они напрягают те же структуры головного мозга, которые задействованы во время умственной работы. Как правило, после такого перерыва, коэффициент полезного действия падает. В период интенсивной подготовки к экзаменам подобные развлечения необходимо исключить.

Лучший отдых от умственной нагрузки – легкая физическая активность: побегать, попрыгать, пройтись по улице, подышать свежим воздухом. Чтобы сбросить напряжение, можно принять душ, или хотя бы умыться. Физическая активность должна быть легкой и непродолжительной, тогда ребенок вернется к умственной работе с новыми силами.

Другая распространенная ошибка – музыка во время работы. Подростки утверждают, что им трудно работать в тишине, а звуки музыки создают благоприятный фон и помогают повысить продуктивность. Чтобы музыка стимулировала работу, она должна звучать тихо, а источник звука не должен находиться в непосредственной близости. Лучше, если он будет в соседней комнате. В противном случае музыка будет мешать, а не помогать.

Некоторые подростки предпочитают заниматься поздно вечером, ложатся спать за полночь и не высыпаются. Они не знают, что здоровый сон – это не только отдых, но и завершение обработки полученной информации. Спать надо 8 – 9 часов. А самый трудный материал лучше всего усваивать последним, то есть непосредственно перед сном.

Когда мой внук был маленьким, мы с ним учили стихи к детским утренникам. Всегда делали это перед сном. Завершив работу, ни о чем больше не разговаривали. Книгу прятали под подушку. Наутро ребенок прекрасно все помнил. В чем секрет? Долгое время я думала, что в том, где лежит книга. Нет, книгу можно положить куда угодно. Важно, чтобы самая сложная и самая нужная информация заучивалась последней, тогда сон сможет прочно закрепить ее в памяти.

В день экзамена волнуются все: и дети, и родители, а уж тревожные бабушки – тем более. В стремлении поддержать детей взрослые часто говорят: «Ты не волнуйся». Но частица «не» не воспринимается подсознанием, и ребенок слышит «волнуйся». Лучше сказать: «Я в тебя верю! Ты хорошо подготовился, вовремя все вспомнишь и сумеешь найти правильный ответ».

Бабушки-опекуны давно стали для детей и мамами, и папами, и бабушками, поэтому переживают вдвойне или даже втройне. Для них экзамены внуков – настоящее испытание на прочность. И я хочу сказать бабушкам только одно: «Верьте в себя, доверяйте внукам, и все получится».