Психолого-педагогическая деятельность как средство обеспечения инкультурации детей с ограниченными возможностями здоровья

Парфенова Т.А.
социальный педагог организационно-методического отдела
ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа»

Психолого-педагогическая деятельность как средство обеспечения инкультурации детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня социально-культурная ситуация в России характеризуется системными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации. В условиях активных социальных преобразований обостряются проблемы всех социально незащищенных групп, в том числе и детей с особенными потребностями.
Отношение к инвалидам в нашей стране как к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» является, скорее, декламируемым, чем реализуемым в общественной практике. Возникает необходимость поэтапного перехода от Существующая парадигма социальной защиты и реабилитации инвалидов в современном обществе должна смениться к теоретически, методологически и технологически оснащенной социальной политике, к концепции «обеспечения равных возможностей», гарантирующей реализацию в обществе нового вектора отношений к «лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Статистика свидетельствует о тенденции к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в полноценной педагогической помощи, а также необходимости разработки новых технологий инкультурации. Эта проблема активно рассматривается в трудах таких отечественных ученых, как Е.Н. Васильевой, М.С. Голубевой, З.М. Максимовой, И.М. Мамайчук, Н.М. Сараева, Г.И. Царегородцева, и таких зарубежных, как Д. Вернера, Н.Ф. Деменьтевой, Е.И. Холостовой [3, с. 70].
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом. Категория детей с ограниченными возможностями представлена детьми, имеющими различные по степени сложности, характеру отклонения в психическом или физическом развитии (нарушения и задержки развития слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации) [4, с. 14].
Ограничение психофизических возможностей не является чисто количественным фактором. Это системное изменение всей личности в целом. Ребенок с ограниченными возможностями – это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой как все, имеющий точку зрения, отличную от мнения других людей, нуждающийся часто в совершенно иных, чем обычно, условиях жизни, социализации, образования для того, чтобы компенсировать и корригировать имеющиеся ограничения здоровья и жизнедеятельности [5, с. 54]. Нарушения развития должны восприниматься «не как явление исключительное, обреченное, недоступное воздействию, а лишь как отклонение от нормального хода развития». При этом, с точки зрения Э.Дюркгейма, болезнь не делает человека особым существом, а лишь принуждает его иначе адаптироваться в обществе [4, с. 15].
Развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Дети с замедленным умственным развитием физически также развиваются медленнее, а физические недостатки детей затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть, физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому. В процессе развития ребенка-инвалида общение с ним, а также психолого-педагогическую деятельность нужно реализовывать на основе особенностей психического развития таких детей. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми, которая часто бывает непосредственной и жесткой. Такая несправедливая социальная ситуация способствует формированию у детей-инвалидов замкнутости, избегания широкого круга общения, скованности, пассивности, скрытой депрессии, которая выражается в сниженном фоне настроения, заниженной самооценке, замедленном темпе мышления. Очень часто у детей с отклонениями развивается комплекс неполноценности. Данные особенности подчеркивают важность создания равных возможностей в развитии детей-инвалидов [10, с. 999].
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей гораздо ниже по сравнению с уровнем жизни остальных детей. Заниженная самооценка детей с отклонениями формирует чрезмерно сниженный уровень притязаний, что приводит к социальной пассивности, сужению активного жизненного пространства. Социальная пенсия и льготы приводят детей с отклонениями к осознанию сильной зависимости от «здоровой части» общества, что, в свою очередь, способствует формированию иждивенческой позиции. Типичными тенденциями в развитии детей с отклонениями являются отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Неравные возможности усложняют процесс развития детей с особыми нуждами [3, с. 70].
Модель будущего ребенка-инвалида ограничена в содержании и временной характеристике, а эмоциональная окраска будущего ребенка-инвалида отрицательна из-за неуверенности в своих силах и возможностях. В структуре модели будущего ребенка-инвалида существуют противоречия: с одной стороны желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм, с другой – низкий уровень удовлетворенности собой. Такая особенность способствует развитию внутриличностного конфликта, который, в последующем, формирует неврозы, осложняющие межличностные взаимоотношения [4, с. 15].
Инкультурация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности ребенка-инвалида. В результате успешной инкультурации ребенок с ограниченными возможностями приспосабливает свои установки, поведение и притязания к реалиям той социальной среды, в которую он адаптируется. Приобретенные в результате инкультурации знания, навыки, опыт поведения и общения детей с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества [3, с. 70].
Процесс инкультурации детей-инвалидов в современном обществе имеет ряд специфических особенностей:

  • социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом, усложняет процесс взаимодействия и коммуникации;
  • социальная изоляция ребенка-инвалида, способствует его дезадаптации в социуме, что приводит к затруднению усвоения норм и правил, принятых в данном обществе;
  • несовершенство психолого-педагогических средств в процессе образования детей-инвалидов усложняют процесс их развития, способствуют формированию заниженной самооценки;
  • недостачное или некорректное участие родителей в процессе воспитания детей с особыми нуждами, осложняют процесс социализации в целом [4, с. 15].

Реализация процесса инкультурации детей-инвалидов в современном обществе осуществляется с помощью государства и общества, при чем общество в данном контексте подразумевает, социальные институты (семья, образовательные учреждения, социум, специальные организации) [3, с. 71]. Эффективным средством процесса инкультурации детей-инвалидов в современном обществе является психолого-педагогическая деятельность.
Поскольку обеспечение процесса инкультурации детей-инвалидов реализуется системой мер социальной защиты, направленных на создание условий для полной или частичной экономической самостоятельности, и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной, культурной, политической жизни и развитии общества, то психолого-педагогическая деятельность рассматривается как приобщение к миру духовных ценностей и смыслов, определению своего места, роли и предназначения в социуме, обеспечение условий самореализации в различных видах творческой деятельности. Являясь, в определенном смысле, компонентом интеграции индивида в социум психолого-педагогическая деятельность инвалида выступает как процесс обретения самоидентичности в ценностно-смысловом пространстве культуры, формирования условий индивидуального развития, возможностей самореализации вне профессиональной деятельности. Психолого-педагогическая деятельность в данном ракурсе является средством формирования и оптимизации условий как социализации и адаптации в целом, так и обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов [4, с. 16].
Психолого-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на психологическое сопровождение процессов образования и социализации, освоения ребенком социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
В широком смысле психолого-педагогическая деятельность как средство обеспечения инкультурации детей-инвалидов в современном обществе предполагает следующие условия:

  • научно-методическое сопровождение социализации детей-инвалидов на основе анализа тенденций общественного развития, обобщения и инновации современного педагогического опыта;
  • подготовку квалифицированных кадров (аниматоров, менеджеров, социальных педагогов, психологов и других) для работы в учреждениях, реализующих программы социализации и социокультурной реабилитации детей-инвалидов;
  • включение членов семьи ребенка-инвалида в процесс его самореализации в субъективно-значимой деятельности;
  • оптимизацию социального участия самих инвалидов по улучшению качества жизни на основе освоения социокультурных технологий реализации компенсаторных возможностей организма;
  • формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья мотивации на позитивное взаимодействие, преодоление барьеров современной информационно-культурной среды;
  • реализацию принципов педагогики сотворчества в процессе взаимодействия субъектов педагогического процесса [5, с. 55].

В узком смысле психолого-педагогическая деятельность как средство обеспечения инкультурации детей-инвалидов в современном обществе предполагает реализацию необходимого для интеграции в современное общество уровня духовного и социального развития, укрепления психологического здоровья детей-инвалидов на основе использования психолого-педагогических технологий, включающих: социально-психологический тренинг, арттерапию, данстерапию, музыкотерапию,  игротерапию и т.д., что позволит ребенку-инвалиду адаптироваться в обществе, переключить жизненные резервы, сконцентрировать внимание на творчестве и, как следствие, социально адаптироваться и социализироваться.
Реализация психолого-педагогической деятельности как средства обеспечения инкультурации детей-инвалидов в современном обществе предполагает и использование технологий работы с родителями, таких как: социально-психологическое и психологическое консультирование; психологическая коррекция; психопрофилакическая и психогигиеническая работа; психологический тренинг;  арт-терапия; группы взаимоподдержки и клубы общения; инклюзивное образование и воспитание.
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание детям-инвалидам квалифицированной помощи в правильном понимании и налаживании межличностных взаимоотношений, связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов, с методикой семейного воспитания, с формированием семейных и супружеских отношений в молодых семьях и созданием в них благоприятного микроклимата и др. Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от детей-инвалидов информации и обсуждения с ними возникших у них социально-психологических проблем, помочь им раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить их проблемы.
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности ребенка с особыми нуждами, влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий [1, с. 117].
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должно обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении детей-инвалидов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды. В качестве терапевтических методов работы с детьми-инвалидами активно используются следующие:

  • сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей;
  • игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка;
  • релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна;
  • песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды;
  • психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;
  • арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений. Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).
Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям. Психологический тренинг может также включать когнитивный тренинг психических функций (память, внимание), в задачи которого входит «тренировка» психических функций посредством определенного рода нагрузок [7, с. 92].
Формы и методы работы с родителями: консультирование; дни открытых дверей; семинары-практикумы; деловые игры; проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.
Психолого-педагогическая деятельность по обеспечению инкультурации детей-инвалидов в современном обществе должна повышать родительскую компетентность. Родительская компетентность включает в себя: открытость и доверительное отношение с детьми, контроль и координирование в развитии ребенка, гуманность и милосердие к растущему человеку, вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников, последовательность в своих требованиях к детям, оптимистичность взаимоотношений в семье [11, с. 46].
Привлечение детей-инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения [2, с. 1570]. Для проведения индивидуальных и семейных форм работы по социально-психологической помоще требуется небольшое помещение, оснащенное соответствующей мебелью и осветительными приборами, магнитофоном, другими необходимыми материалами.
Социально-средовое обучение включает обучение социальному общению, социальной независимости и социализацию. Программы обучения инвалидов общению должны быть построены в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, характера и степени функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности. Обучение может включать занятия, групповые тренировки и игры. Занятия раскрывают правила общения в различных социальных структурах (на работе, дома, в учебном заведении, в общественных учреждениях и предприятиях и т.д.), а тренировки и игры моделируют различные жизненные ситуации (посещение друзей, дискотеки, кафе, прачечной и т.д.). Для этих целей могут использоваться учебные программы, социально ориентированные на развитие у детей-инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях. Обучение общению включает обучение ребенка-инвалида пользованию техническими средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе с использованием инновационным технологий [6, с. 56].
Обучение общению предусматривает также снятие коммуникативных барьеров, характерных для детей-инвалидов, возникающих вследствие ограничения возможности передвижения, слабой доступности для инвалидов объектов среды жизнедеятельности, средств массовой информации, учреждений культуры. Поэтому в программу обучения общению входят занятия, представляющие ребенку-инвалиду информацию об имеющихся в районе его проживания объектах инфраструктуры, отвечающих требованиям безбарьерной пространственной среды, а также о транспортной службе для инвалидов. В процессе обучения ребенка-инвалида могут быть решены вопросы его интеграции в межличностные коммуникативные структуры (группы общения в рамках ассоциаций инвалидов, клубы, службы знакомств и др.).
Включение инвалида в сеть массовой коммуникации может быть обеспечено путем предоставления ему информации о социальной литературе, специальных библиотеках (для инвалидов всех категорий, для инвалидов по зрению, по слуху).
Обучение социальной независимости направлено на формирование навыков самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.). Обучение включает занятия и тренировки. Для обучения используются специальные технические средства (программы тренировки потребительских навыков, обращению с деньгами; программы обучения мерам безопасности, временным навыкам, тренинг с уличными знаками и др.).
Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.
Искусство способно сделать жизнь многих детей-инвалидов богатой и содержательной. К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться другие дети [12, с. 30]. Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидов могут включать: концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставок изобразительного творчества инвалидов; занятия музыкально-драматического коллектива; занятия вокальной студии; занятия в школе компьютерной грамотности; занятия в школе ремесел; занятие в студии рисования; занятие в кружках вышивания, художественного вязания, шитья, скульптуры; занятия в хореографической студии [9, с. 82].
В социокультурную реабилитацию входит также рекреация. Под рекреацией понимаются процессы восстановления жизненных сил и здоровья людей с помощью организации досуговых форм активности. Социально-культурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Педагог-психолог может использовать традиционные формы рекреации (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов; просмотр развлекательных телепередач; участие в массовых досуговых мероприятиях и др.). При этом обязательно должна учитываться доступность зданий для инвалидов. Возможны специфичные для инвалидов развивающие рекреационные формы (арт-терапия, хореографическое искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушением зрения, живопись, графика, музыка для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы). Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность должны обеспечить инвалидам возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Рекреация должна обеспечивать интеграцию ребенка-инвалида в общую социо-культурную среду, для чего культорганизатор и специалист по социальной реабилитации должны взаимодействовать с имеющимися в районе проживания ребенка-инвалида специальными учреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др.), общественными организациями инвалидов, благотворительными обществами и др. [8, с. 14].
Реабилитацию детей-инвалидов методами физической культуры и спорта осуществляют в соответствии со следующими задачи: информирование и консультирование инвалида по этим вопросам; обучение инвалида навыкам занятий физкультурой и спортом; оказание содействия инвалидам в их взаимодействии со спортивными организациями; организация и проведение занятий и спортивных мероприятий [8, с. 13].
Таким образом, психолого-педагогическая деятельность по обеспечению инкультурации детей-инвалидов должна быть реализована на основе использования психолого-педагогических технологий, включающих: социально-психологический тренинг, арттерапию, игротерапию  и т.д., что позволит ребенку-инвалиду адаптироваться в обществе, переключить жизненные резервы, сконцентрировать внимание на творчестве и, как следствие, социально адаптироваться и социализироваться.
Список использованной литературы
1. Бейгуленко О.В., Ардашова Ю.И. Социальное сопровождение инвалидов в забайкальском крае // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. – 2015. № 4(63).
2. Грицань И.И., Павлов Ю.И., Холопов А.А., Анфимова И.А. Организационная технология семейно-ориентированной реабилитации детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Фундаментальные исследования. – 2015. № 1-8.
3. Гудина Т.В. Проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. № 1 (62).
4. Гудина Т.В. Реабилитационные возможности современной культурно-образовательной среды. – 2015. № 6-4 (37).
5. Гудина Т.В. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в региональном аспекте // В сборнике: Череповецкие научные чтения — 2012 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.П. Павлова. – 2013.
6. Ермоленко В.А., Андреева О.С., Рязанов Д.П., Шипулина В.С. Профессиональная реабилитация инвалидов: вопросы стандартизации образования инвалидов. – Москва, 1997.
7. Зайцев Д.В. Оптимизация получения инвалидом высшего образования: совершенствование социальных условий //Инновационная деятельность. – 2013. № 1-2 (24).
8. Морозова Е.В. Технология разработки рекомендаций по психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2012. № 4.
9. Парфенова Т.А., Рябова Н.В. Технологии формирования социально-бытовой ориентации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. – 2011. № 8.
10. Рябова Н.В., Парфенова Т.А., Ефимова О.В. Современное состояние инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2015. № 5.3 (65).