Социальные: службы и сети

«Социальный»… Какой смысл вкладываем мы, применяя это определение? Значение слова «социальный»: относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный.

Социальной службе в этом году исполняется 100 лет. Структура службы за такой огромный срок претерпевала изменения, но основное ее предназначение – это помощь. Помощь людям. Самые незащищенные – это дети, поэтому приоритетное направление составляет работа с семьями.

Служба семьи скоро отпразднует 25-летний юбилей.

Социальные сетиворвались в нашу жизнь чуть больше десятилетия назад. Вроде бы, и социальные службы, и социальные сети должны идти рука об руку, объединять людей и помогать им. Но в жизни часто происходит почему-то по-другому…

Я хочу рассказать историю одной девочки, в жизнь которой ворвались социальные сети и что из этого получилось. По понятным причинам имена и фамилии героев изменены.

Тане Ивановой не повезло с самого рождения. Таня родилась в пьяном угаре матери с диагнозом «детский церебральный паралич». Красивая девочка с огромными глазищами и кудряшкамив детствене играла с игрушками и не слушала сказки, а наблюдала за пьяными драками мамы и папы. В одной из них папа так и остался лежать на полу. Дальше – оформление опеки, а затем детский дом. Но Таня мечтала: «Вот будет восемнадцать! И будут рядом со мной мама и бабушка, родные, любимые.Неважно, что мама ошиблась, она оступилась; она – мама, единственная и самая любимая. Незаметно пробежали годы в детском доме, Тане исполнилось 18 лет, закончила школу, поступила в колледж, получила комнату в общежитии. Но детскую мечту – быть рядом с самыми близкими людьми – мамой и бабушкой, только с ними, Таня не забыла и уехала  жить в свою старую квартиру. Полуподвальное помещение, которое трудно даже назвать жилым, не отапливается, поэтому  зимойпостоянно работает газовая плита.

И тут в жизнь Тани врываются социальные сети,блогеры и общественники.

«Куда смотрят социальные службы?»

«Девушка-инвалид проживает в страшных условиях, непригодных для жилья!».

Проблему помогают разрешить. Таня получает квартиру, в которую переезжает с бабушкой. Светлая большая комната, огромная лоджия, свежий ремонт и, кажется, теперь-то жить да жить. А Тане учиться теперь расхотелось, и квартира требует ухода (поддерживать порядок никто не научил), и бабушка твердит, что дома-то было лучше.

Чем закончится наша история? Какой у нее будет конец – сложно предугадать.

Сейчас, оглядываясь назад, можно упрекать органы опеки – а почему не изъяли ребенка раньше, а если бы изъяли – то почему не дали шанс матери исправиться,можно рассуждать: не надо было так, а надо было вот так. Но за каждой историей стоят реальные судьбы, сломанные жизни детей, которые не виноваты в том, что родились ненужными, нежданными, негаданными.

В связи с этой историей хотелось бы поговорить об этичности «выброса информации» в социальные сети об истории жизни конкретных людей. Да, бесспорно, нужно поднимать в интернет-сети проблемы, которые у нас есть, обращать на них внимание органов власти, социальных служб. Но когда это превращается в «грязную» перепалку с взаимными оскорблениями.и с заявлениями: «Мы- общественность! Мы должны указывать чиновникам», решения проблем не будет. А будет воз и ныне там, потому что каждый из участников видит ситуацию под своим углом зрения,  увидеть её необходимо целиком и объективно оценить, чтобы принять наиболее правильное решение, которое в любом случае редко оказывается идеальным.

Мне хотелось бы вспомнить сказку про крошку Енота. Никакие угрозы, большие палки,  строенье рож, не поможет перейти на другой берег. Давайте улыбнемся друг другу и будем вместе, сообща решать проблемы, которые у нас, к сожалению, есть.

Легко споткнуться и упасть, кому осколки собирать?
Толпа бежит со всех сторон и поднимает шум горой:
«А где вы были небеса? Лишили мать, отняв дитя …»
И слышится со всех сторон уже звериный вой, но не людской.
И не заметили в пылу, что затоптали жертву ту.
И только ангел подошел и прошептал:
«А я с тобой, я помогу, я подскажу,  я по-другому не могу.»
А тут другойвдали упал, толпа же шасть – опять кричать:
«Вот произвол, а где  же рать, ну где ж вы ангелы опять?»
А ты лежишь опять одна, с тобою та  же все беда.
И только ангел подошел:
«Не бойся, я всегда с тобой, я помогу, я подскажу, я по-другому не могу.»

Социальный педагог Шадрина А.Г.
Железнодорожное подразделение
ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»