«Серебряный» путь: от получателей услуг до наставников

Тонкопеева Елена Григорьевна

педагог-психолог Кировского подразделения

«Не искавшему путь вряд ли путь и укажут -
Постучись, и откроются двери к судьбе!»

 (Омар Хайям)


         Эмоциональной проблемой многих граждан «серебряного» возраста является тягостное переживание невостребованности, которое возникает как следствие еще нереализованного личностного потенциала и ощущения ненужности ближним.

Именно эта тема, тема невостребованности, была озвучена пожилыми женщинами 60 – 70 лет, которые, отстранившись от профессиональной деятельности, обратились в 2010 году на прием к психологу в  центр «Семья» - центр социальной помощи семье и детям. Не зная друг друга, женщины описывали один и тот же жизненный сценарий: в прошлом полная занятость на работе, забота о детях, потом о маленьких внуках - не хватало 24 часов в сутках, чтобы  успеть заработать на жизнь и решить все бытовые  проблемы дома. Тогда им казалось, что это никогда не кончится. Теперь их тяготило ощущение пустоты и безысходности. Взрослые дети живут самостоятельно и давно не нуждаются в помощи. Внуки-подростки приходят в гости по выходным и советуют «жить для себя». Могут ли жить для себя те, кто посвятил всю свою жизнь заботе о других? Этот вопрос завершал повествование и служил стимулом для формирования запроса на дальнейшее сотрудничество с психологом.

Пожилым женщинам очень хотелось чувствовать себя психологически комфортно и быть востребованными, а не существовать в унынии, чувствовать, как постепенно уходят силы, обостряются старые болезни и появляются новые. Что необходимо сделать для себя, чтобы на смену подавленному настроению  пришло состояние эмоционального подъема? Принять свой новый образ жизни и настроиться на личностный рост, на позитивную оценку своего опыта, на новые жизненные цели, найти в себе способность развиваться дальше. Это сделать непросто, если работать над собой в одиночку.

В ходе индивидуальной консультативной работы с психологом женщины осознали необходимость самореализации в каком-то другом деле, не связанном с их профессией. Ведь каждая из них имела свой уникальный опыт, который можно использовать в новой жизни; сознательно или неосознанно стремилась объединить усилия с теми, кто на личностном уровне ее дополняет, чтобы решить вместе общие проблемы.

Так возникла идея создания группы психологической поддержки для граждан «серебряного» возраста, которые, с одной стороны, нуждаются в эмоциональной подпитке, новых знаниях и навыках, с другой - стремятся стать востребованными, делиться своим эмоциональным теплом и получать от жизни радость.

Индивидуальный опыт – это не просто память о прошлом, это умение ориентироваться в настоящем, используя свое знание жизни. Поэтому мы поставили цель – проводить групповые занятия, направленные на формирование у участников группы умения жить в настоящем, используя свои наработки и наработки других людей. Сначала темы встреч подбирались психологом, затем в процессе совместной деятельности участники сами стали формулировать запросы, ведь каждое последующее занятие было продолжением предыдущего.  Постепенно разрабатывалась программа групповой психологической поддержки «Старость -  в радость».

В процессе создания программы мы исходили из того, что в пожилом возрасте регрессивным изменениям подвержен только биологический организм, а эмоциональный и интеллектуальный потенциал, напротив, может развиваться и совершенствоваться. Главной цельюпрограммы «Старость – в радость»стало формирование у участников группы установки на самореализацию.  Для этого в популярной форме им давалась информация, необходимая для переоценки своих личностных ресурсов и жизненных приоритетов. В ролевых играх они учились слышать свои потребности и потребности ближних, конструктивно взаимодействовать в конфликтных ситуациях, эмоционально присоединяться к людям, оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается,  противостоять манипуляциям.

Занятия проходили еженедельно в одно и то же время в интерактивной форме. Каждое занятие было посвящено конкретной теме, состояло из трех частей: теоретической, практической и свободного общения. Теоретическая составляющая была представлена мини-лекциями, практическая - ролевыми играми и дискуссиями. Свободное общение логично завершало каждую тему и проводилось в форме чаепития. Оно помогало новичкам легче адаптироваться в группе. В непринужденной атмосфере любой из них мог выплеснуть свои эмоции и помочь другим сформулировать  тему следующего занятия, именно поэтому многие темы были разработаны по запросам участников.

Самыми интересными и познавательными, по их мнению, оказались темы: «Наши болезни и наши возможности», «Стресс без дистресса», «Вина и обида», «Жертвенные отношения с ближними», «Прощение и благодарность», «Суета и смысл бытия», «Предназначение»,  «Исполнение желаний».

Особенностью программы стали притчи – короткие мудрые рассказы и истории, которые подбирались психологом  с учетом темы и использовались как в начале занятия для создания интриги, так и в конце занятия для подведения итогов. Притчи стимулировали участников группы размышлять, осознавать свои ошибки в отношениях с близкими людьми, ценить свои личностные качества, открывать в себе новые возможности.

Как показала практика, притчи имели пролонгированное действие. Анализ притч проводился сразу после прочтения, что позволяло не только глубже осмыслить, но и прочувствовать тему занятия. Затем участники группы получали тексты притч и читали их повторно в домашних условиях. Каждый из них находил в одной и той же притче свой субъективный смысл. Отсроченным результатом притчи в некоторых случаях было решение тех проблем, которые не решались годами.

Поскольку группа была открытой,  ее состав постоянно обновлялся.  Но были в ней и постоянные участники, которые проявили инициативу в создании творческих занятий – праздников для группы. Праздничные занятия приурочивались к знаменательным датам. Инициативная часть группы брала на себя ответственность за постановку небольших инсценировок и создание костюмов, позволяющих почувствовать себя артистами. Это был их первый шаг в стремлении отдать другим освоенные в ходе групповой работы знания и навыки. Они  приносили радость тем, кто рядом, и радовались вместе с ними. Они чувствовали себя своими, близкими, нужными.

         Праздничные мероприятия «для своих» стали генеральной репетицией важной и увлекательной работы с людьми, которые нуждались и  нуждаются в помощи тех, кто имеет богатый жизненный опыт. В 2015 году авторам и исполнителям занимательных инсценировок захотелось направить творческую энергию за пределы своей маленькой и уже такой родной группы, чтобы ощутить себя по-настоящему востребованными. Несмотря на то, что идея принадлежала старожилам,  те, кто пришел в группу недавно, не захотели оставаться в стороне и присоединились к лидерам. Так появилась волонтерская группа «Дар» - группа «серебряных» волонтеров, желающих дарить свой опыт, свои знания, свой позитивный настрой людям.

         Одной из форм самореализации «серебряных» волонтеров стало их участие в групповой психологической поддержке опекунов и приемных родителей, имеющих трудности с воспитанием детей. С 2016 года волонтеры стали активно участвовать в тематических семинарах-практикумах для опекунов, которые принадлежали к той же, что и они,  возрастной категории. Волонтеры  инициировали дискуссии, делились своим опытом воспитания детей и внуков, давали подсказки бабушкам-опекунам, испытывающим трудности, предоставляя возможность научиться на их ошибках и использовать их наработки.

         Группа психологической поддержки для граждан «серебряного» возраста продолжала жить своей жизнью, но это были совсем другие занятия – обсуждение проведенного семинара, стремление глубже понять освещенную на нем тему и заранее подготовиться к новой. Прочитав в домашней обстановке популярную литературу по проблемам родительско-детских отношений,  волонтеры пересказывали то, что осмыслили,  задавали вопросы психологу, разворачивали дискуссии.

         Казалось бы, цель групповой работы достигнута: включившись в добровольческую деятельность, участники    группы   ощущали  себя  востребованными.  Но самые инициативные не смогли на этом остановиться. У них появилась идея – использовать в тематических семинарах-практикумах принцип наглядности, т.е.  самим проигрывать проблемные ситуации, чтобы бабушки-опекуны не просто рассуждали, но и видели себя со стороны.

         В психологической практике психодрама используется в закрытых группах, где участники принимают правила, позволяющие применить соответствующие техники для решения озвученных ими проблем. Мы пришли к единому мнению - использовать техники психодрамы на семинаре с условием, что всю эмоциональную нагрузку на себя возьмут  «серебряные» волонтеры, т.е. в ролевой игре позволят себе проявить свои индивидуальные качества, а затем сумеют принять критические замечания аудитории.

         Проблемные ситуации подбирал психолог, используя жизненные истории родителей, обращавшихся на консультативный прием. Все ситуации отражали типичные трудности взрослых в отношениях с детьми. Каждая ситуация была не только иллюстрацией к теме семинара, но и открывала возможность проанализировать варианты развития событий, сделать обоснованный прогноз. К примеру, бабушка попросила пятилетнюю внучку убрать недостроенный замок со стола. Пора было обедать. Но внучка не послушалась. Тогда бабушка сделала это сама. Внучка плачет и упрекает бабушку в том, что та испортила замок. Вопрос опекунам: «Как разрешить ситуацию, чтобы она стала уроком для ребенка?»

          В волонтерской среде быстро нашлись желающие играть бабушек-опекунов – строгих и лояльных, подавляющих и потакающих, упрямых и уступчивых. «Серебряные» волонтеры одну и ту же ситуацию отыгрывали по-разному в соответствии со своим темпераментом и личным опытом воспитания детей. С желающими играть внучек было сложнее. Чтобы сыграть роль ребенка, надо увидеть ситуацию его глазами. Но и с этой задачей волонтеры справились. Нашлись те, кому легко давались роли как дошкольниц, так и девочек-подростков.

         Первый опыт психодрамы на семинаре увенчался успехом. Волонтеры играли легко, без страха ошибиться и показаться смешными, потому что знали, что на ошибках учатся, что эмоционально окрашенная информация лучше усваивается, а их игра – надежный способ активизировать аудиторию. Оригинальный способ подачи материала позволил эмоционально включить всех участников: и опытных опекунов, которые уже были знакомы с «серебряными» волонтерами и тех, кто пришел на семинар впервые. После жарких споров среди бабушек-опекунов нашлись желающие сыграть по-своему, попробовать собственные силы и доказать на практике, что у конфликтной ситуации есть лучшее решение. Не рискнувшие подвергнуть себя испытанию, с интересом наблюдали за происходящим и пытались давать подсказки с места.

         Сегодня использование техник психодрамы на семинарах для замещающих родителей стало традицией.  В начале любого семинара-практикума, который готовит психолог, «серебряные» волонтеры  проигрывают проблемную ситуацию, соответствующую теме, незамедлительно получают откровенную критику, а в итоге - искреннюю благодарность тех, кто пришел научиться чему-то новому.    

По результатам психологической диагностики,  использование техник психодрамы с участием «серебряных» волонтеров позволило бабушкам-опекунам увидеть свои ошибки в воспитании опекаемых и скорректировать отношения.  В рефлексивных отчетах они отмечали важность вклада  волонтеров в их отношения с детьми. Самыми интересными и значимыми темами были признаны «Значение родительской любви и эмоциональной поддержки  для личностного развития ребенка», «Эффективные способы взаимодействия с подростками», «Мальчики и девочки: особенности развития и общения», «Адаптация к школе», «Психологическая подготовка к экзаменам», «Манипуляции и защита».

Снискав признание опекунов, «серебряные» волонтеры решили освоить новую высоту. Теперь в центре их внимания опекаемые дети. Для них волонтеры проводят уроки по программе «Бабушкина школа» - программе нравственности и доброты. Прежде чем начать работу с опекаемыми, «серебряные» волонтеры отработали навыки групповой работы с детьми младшего школьного возраста на экспериментальной площадке – в школе «Дневной пансион-84». И этому опыту следует уделить особое внимание.

Знакомство с учащимися третьего класса состоялось накануне 2019 года. Волонтеры провели «почти волшебное» занятие. Оно проходило в праздничной предновогодней атмосфере и было посвящено исполнению желаний. Ребята узнали о том, чем занимаются «серебряные» волонтеры, как им удается получать желаемое, что нужно сделать для того, чтобы желания сбывались, и как они сами могут использовать возможности, которые открывает жизнь для  воплощения мечты. Следующие встречи были направлены на выработку навыков здорового образа жизни и конструктивного взаимодействия со значимыми близкими людьми.

Все занятия «Бабушкиной школы» проводились в рамках внеурочной деятельности в форме игр и конкурсов. Класс разделился на пять команд по шесть человек, в каждой из которых был свой куратор – «серебряный» волонтер, направляющий деятельность команды. Соревновательный принцип побуждал детей к активному самовыражению. «Серебряные» волонтеры присоединились к ним эмоционально как «бабушки», оказывающие поддержку «внукам». В их функции входило помогать детям в выполнении конкурсных заданий, т.е. делать подсказки, задавая наводящие вопросы; поощрять, используя эмоционально окрашенные высказывания; приободрять в случае неудач; хвалить за интересные идеи и успешное решение игровых задач. Каждая «бабушка»,  искренне болея за свою команду, быстро стала восприниматься детьми как добрый наставник. Вскоре дети стали называть своих кураторов  «нашими бабушками».

      По итогам каждого внеурочного занятия «серебряные» волонтеры делились своими чувствами и мыслями, вносили конструктивные предложения по проведению последующих занятий. Результаты «Бабушкиной школы» не заставили себя долго ждать -  дети осознали и сформулировали правила и традиции, существующие в их семьях; внесли коррективы в правила класса, многие из них научились критично относиться к собственным поступкам по отношению к друзьям и  приятелям.  Но главное – у них появилось желание включиться в добровольческую деятельность, которую «серебряные» волонтеры осуществляют в Комплексном центре социального обслуживания населения Самарского округа.

         На родительском собрании «серебряные» волонтеры поделились своими наблюдениями за учащимися, помогли родителям увидеть своих детей глазами сторонних наблюдателей. Родители поддержали стремление детей учиться добровольчеству у «серебряных» волонтеров.  В классе был создан волонтерский отряд «Добрые пчелы». «Серебряные» волонтеры взяли на себя функции учителей-наставников.

          В 2019 году под руководством «серебряных» наставников юные волонтеры отряда «Добрые пчелы» приняли участие в двух уличных акциях, приуроченных к Международному дню детского телефона доверия и Международному дню защиты детей; в деловых играх и дискуссиях для опекаемых детей и внеурочных занятиях для первоклассников школы «Дневной пансион-84».

         В ходе уличных акций  «серебряные» волонтеры вместе со своими юными последователями  информировали горожан об особенностях работы детского телефона доверия и формах семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Они раздавали визитки и листовки, содержание которых не оставило «Добрых пчел» равнодушными. В школе и дома начинающие волонтеры рассказывали о том, как важно каждому ребенку знать номер детского телефона доверия и получить помощь тогда, когда она особенно необходима, а также о детях-сиротах, которые живут в детских домах и  людях готовых принять их в семью.

 Сегодня «серебряные» волонтеры проводят позитивные уроки для опекаемых детей вместе со своими надежными помощниками. Опекаемые делятся на команды, деятельность которых курируют юные волонтеры. Вместе с опекаемыми детьми они формулируют семейные правила, помогающие жить дружно; анализируют правила соблюдения чистоты дома и в школе; рассматривают способы эмоциональной поддержки друзей, попавших в беду, учатся отличать действенную помощь от медвежьей услуги. Каждая команда старается выполнить задание как можно лучше, чтобы одержать победу. А результаты работы команд становятся достижением всех участников урока.

         Бабушки-опекуны приходят на занятия для опекаемых как на мастер-класс «серебряных» волонтеров. Они не просто наблюдают за тем, что происходит в детской группе, а учатся строить диалог с ребенком так, чтобы он осмыслил актуальную тему. Бабушки рассуждают вместе с внуками, с удовольствием включаются в дискуссии, находят их полезными и интересными не только для детей, но и для взрослых.

         Осуществляя наставническую деятельность, «серебряные» волонтеры нашли для себя новые смыслы в жизни. Они с радостью встречаются со своими «Добрыми пчелами» и учат их тому, чему не так давно научились сами. Ребята воспринимают их не как учителей, а как бабушек, умеющих рассказывать интересные истории и увлекать такой нужной совместной работой. 

         В феврале 2020 года «серебряные» волонтеры подготовили своих юных последователей к городскому конкурсу «Я – волонтер». В конкурсе участвовали дети-волонтеры из 48 самарских школ. «Добрые пчелы» выступили с презентацией совместной с «серебряными» волонтерами добровольческой деятельности и заняли первое место в номинации «Вот это идея!» - номинации оригинального опыта добровольчества. Болея за «наших», «серебряные» волонтеры  ощутили, насколько важна была их работа для этих еще маленьких, но таких уже «взрослых» детей. О победе своих последователей они говорят так, как говорили бы о достижениях родных внуков, - с радостью и гордостью.

          За какое бы дело ни брались «серебряные» волонтеры, им сопутствует успех. В чем секрет успеха? В постоянном движении. Не на словах, а на деле они каждый день доказывают, что нет предела совершенству, что в «серебряном» возрасте есть условия и возможности для личностного продвижения, что все добрые дела откликаются в сердцах тех, кому они помогают, и возвращаются ощущением воодушевления, желанием сделать еще больше и еще лучше.

         Свой уникальный опыт «серебряные» волонтеры отражают в рефлексивных отчетах – статьях, которые публикуют на сайте Комплексного центра социального обслуживания населения. Каждая статья как маленькое окошечко позволяет специалистам заглянуть в мир человеческих судеб, мир, в котором живут «серебряные» волонтеры и почувствовать их позитивный настрой. Путь от получателей услуг, обратившихся за психологической поддержкой, до «серебряных» волонтеров-наставников вызывает восхищение, а осознание  достижений в добровольчестве вдохновляет на сотворчество.